Преимущества административной защиты в сравнении с судебной

1. СРОКИ РАССМОТРЕНИЯ ЖАЛОБ И ЗАЯВЛЕНИЙ И ИХ ВСТУПЛЕНИЕ В СИЛУ
 

В административном режиме срок рассмотрения жалоб или заявления составляет 30 дней, но не превышает 2-х месяцев. Принятое в ходе рассмотрения жалобы решение начинает действовать в тот же момент, и не требует для своего исполнения или реализации дополнительных действий со стороны заявителя (не нужно идти к приставам). Повторное обращение (апелляция) занимает 1 месяц, при этом для подачи повторного обращения нет ограничительного срока. Также нет и срока исковой давности, т.е. вернуться к решению проблемы можно практически в любой момент.

 

Для сравнения, судебный процесс длится в среднем от 4 месяцев, а для реализации решения суда нужно дополнительно обращаться к судебным приставам. Апелляция в суде идёт от 1 месяца, но на подачу апелляции и иных жалоб установлен пресекательный срок, который нельзя пропускать. А сроки исковой давности ограничивают период времени, в течение которого можно обращаться за защитой своего права.

 
2. ПРИЗНАНИЕ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ) ЧИНОВНИКА ИЛИ АКТА ГОСОРГАНА НЕЗАКОННЫМИ. ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ ЧИНОВНИКА
 

Самой действенной мерой для чиновника, который бездействует или нарушает закон, является указание его руководителя. Суд в этом плане менее эффективен, потому что об отмене судом решения чиновника его руководитель как правило не узнаёт. Если правовой акт или действие чиновника были признаны незаконными в административном порядке (т.е. его вышестоящим руководством), то этот чиновник вряд ли пойдёт на то, чтобы повторить это незаконное действие. Административная защита также позволяет эффективно избавиться от «хроники» нарушений со стороны чиновника (например, когда налоговый инспектор неоднократно выносит незаконные доначисления).

 

Санкция для чиновника-нарушителя в административном «режиме» более неприятна, чем в судебном: это административная или уголовная ответственность, а также кадровые меры (увольнение, перевод на другую работу и прочее).

 

Если говорить о судебных процедурах, то после отмены чиновник может повторно издать незаконный акт, который по содержанию будет идентичный предыдущему, и его придётся снова оспаривать в суде. Не менее сложно обязать чиновника исполнить решение суда. Системно побороть хронические (периодические) нарушения чиновника через суд нельзя, т.к. каждое незаконное решение должно быть оспорено в индивидуальном порядке.

 

Также, суд не может уволить чиновника, нарушившего закон. В данном случае полномочия суда очень ограничены.

 
3. О ВОЗМОЖНОСТИ ПЕРЕСМОТРА РЕШЕНИЙ «С НУЛЯ»

Если чиновник (орган) вынес отказ по вашей просьбе, то это не препятствует к повторному обращению к нему с тем же вопросом, в т.ч. спустя некоторое время. Вопрос может быть полностью пересмотрен, а решение может измениться.

 

В судебной плоскости дело обстоит сложнее. Если судом вынесено решение, то повторить весь процесс можно лишь в ограниченном числе случаев. Принцип правовой определённости не позволяет пересмотреть судебное решение лишь только потому, что у судьи имеется иная точка зрения.

 
4. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Рассмотрение жалоб и заявлений осуществляется бесплатно и заочно, т.е. не требует личного присутствия заявителя. При этом на любом этапе административной защиты можно обратиться с иском в суд.

 

Судебный процесс предполагает личную явку сторон, время ожидания процесса и соблюдения формальных процедур. Для рассмотрения жалобы истец уплачивает государственную пошлину. Принятое судом решение уже более не может быть пересмотрено в административном порядке.

 

Вернуться на страницу: Административные решения правовых проблем